Интервью протоиерея Димитрия Карпенко газете «Новое время»

FrKarpenko
Через несколько дней наступит один из главных православных праздников — светлый праздник Рождества Христова. Многие из нас стараются достойно его встретить: постятся, ходят в храм, исповедуются и причащаются, совершают добрые дела… Но так уж случилось в истории нашей страны, что Рождеству предшествует Новый год, а значит, и предновогодняя суета с приобретением подарков родным и близким, продуктов на праздничный стол, мыслями о том, где и как встретить гражданское новолетие. Фейерверки, шампанское, танцы, песни… И, с другой стороны, последняя неделя Рождественского поста с тихой молитвой, собранностью души, умеренностью в потреблении хлеба и зрелищ…
О том, как разрешить это противоречие и правильно отметить Рождество, можно ли гадать и колядовать в святочные дни и каким должен быть верующий человек, разговор нашего корреспондента Риммы Кузнецовой с благочинным 2-го Губкинского округа, настоятелем храма во имя святого апостола Иакова, брата Божия, протоиереем Дмитрием Карпенко.
— Отец Дмитрий, с Рождеством Богомладенца началось новое время, наступил первый Новый год. Как связаны два этих праздника?
— Верят ли люди в Бога, знают ли Христа или нет, все мы живем в той системе координат, которая начинается с приходом Спасителя в этот мир. Поэтому и наступающий год — 2020-й от Рождества Христова, и это признают все. Не все принимают Христа, не все следуют за Ним, не все считают Его своим Богом, но весь мир живет именно по этому летоисчислению. Рождение Христа в корне изменило весь ход мировой человеческой истории, и мы живем в этой новой реальности, в эпоху, когда Христос, а с Ним спасение, пришел в этот мир, и у каждого человека есть выбор: или принять это для себя и последовать за Ним в своей жизни, или как-то справляться самим.
— Празднику предшествует Рождественский пост, а его трудно держать в новогодние дни…
— Да, эта коллизия произошла в 1918 году, когда наша страна перешла на новый, григорианский, календарь, а церковь осталась на старом, юлианском. До этого мы встречали Рождество 25 декабря. И сейчас мы встречаем Рождество 25 декабря, но по так называемому старому стилю, и Новый год по старому стилю наступает 14 января. Церковь осталась верна своим традициям: не так просто менять то, что накапливалось веками. В Церкви невозможно так вдруг провести какие-то изменения, поэтому в Русской Православной Церкви сохраняется юлианский календарь.
Может показаться, что светский Новый год создает какую-то проблему, но, с другой стороны, есть возможность достойно встретить этот, прежде всего, семейный праздник. Все члены семьи могут собраться вместе, сказать друг другу добрые слова, вспомнить прожитый год, наметить планы на новый год. В нашей епархии, митрополии уже на протяжении многих лет есть возможность Новый год встретить за Божественной литургией, которая совершается и у нас в Губкине — в Спасо-­Преображенском кафедральном соборе и в храме апостола Иакова, брата Божия. Кто желает быть в рамках христианского благочестия и не нарушать предписания поста, может прийти в храм помолиться. Это будет хорошим нашим действием. Но надо стараться, чтобы на этой почве не возникало конфликтов в семье.
И еще. Божьим промыслом уготовано, что именно 1 января по новому стилю совершается память мученика Вонифатия, которому молятся об избавлении от недуга пьянства. В этот день, наверное, особо нужна его помощь, молитвы, защита, потому что, к сожалению, именно в новолетие многие люди не выдерживают искушения перед алкоголем.
— А как принято встречать эти праздники в вашей семье? Новый год — это еще и ожидание какого-то чуда, особенно его ждут дети, прежде всего от Деда Мороза. У вас пятеро детей, кто и когда приносит им подарки?
— Наши дети никогда не верили в Деда Мороза, потому что с самых малых лет мы объясняли им, что в образе Деда Мороза таким вот уже мифологическим образом сохранилось почитание святителя Николая Чудотворца. Новый год празднуем по-разному. Когда получалось, принимали участие в общем богослужении. Не было такой возможности, просто собирались вместе. Готовим угощение, говорим друг другу хорошие слова, фотографируемся, а через какое-то время любим рассматривать фотографии, наблюдая, как мы менялись, как нас становилось больше. Это интересно. Телевизор мы не смотрим и нисколько по этому поводу не печалимся.
Самый главный праздник, конечно, Рождество. Мы ждем этот день. Новый год никогда не заменит радость Рождества Христова! Самое главное — служба в храме. Конечно, она продолжительная, и детям тяжеловато ее полностью выдержать. Поэтому самые маленькие отправляются спать после каких-то моментов богослужения. И, конечно, подарки мы готовим именно на Рождество.
Бывает, дети пишут письма Святителю Николаю, что-то просят. Объясняем, что если Святитель что-то дает, то через родителей.
— Испокон веков на Руси после Рождества гадали и колядовали. Известно, что церковь против всякого гадания. А как быть с колядованием, ведь в колядках прославляется Рождение Богомладенца? Поздравляет ли ваша семья друзей колядками?
— Колядование — это наши христианские традиции, которые восходят к тому событию, когда Ангелы возвестили миру радостную весть о том, что Христос родился. Христославы, а именно так называют людей, прославляющих рождение Христа, в своих песнопениях сохраняют очень важные смыслы, которые необходимы каждому верующему человеку.
Мое служение священником не всегда позволяет нам всей семьей отправиться в гости, но мы с радостью принимаем тех, кто приходит с радостными благопожеланиями. Дети готовятся принять участие в праздничных мероприятиях Детского православного досугового центра во имя святителя Иоасафа Белгородского, который действует при храме апостола Иакова.
— Вы служите священником, настоятелем около 20 лет. Изменились ли за это время люди в храме?
— Уже семь лет я являюсь настоятелем храма апостола Иакова и скажу, что количество людей у нас значительно выросло. На большие праздники — Рождество, Крещение, Вербное воскресенье, Пасху — наш храм не в состоянии вместить всех желающих. Года два назад у нас начались ежедневные богослужения, и если вначале было опасение, нужно ли это, будет ли кто приходить, то сейчас этих вопросов уже не возникает. Люди приходят каждый день, значит, есть в этом потребность. Но есть и проблемы. Не все до конца знают, что такое жить христианской жизнью, что значит исполнять заповеди, как это должно отражаться в нашей повседневной жизни. Человек может ходить в храм долгие годы, но какие-то элементарные понятия в нем могут не привиться, потому что недостаточно посещать только богослужения, недостаточно эпизодически приходить в храм лишь на Рождество, Крещение, Пасху, хотя это, конечно, лучше, чем вообще не приходить. Необходимо, чтобы вера вошла в нашу жизнь и была бы в наших буднях, чтобы мы ощущали себя верующими не только, когда у нас случаются какие-то болезни, несчастья. В нашем приходе мы стараемся организовывать пространство для внебогослужебного общения, чтобы люди могли общаться друг с другом, со священником, задавать свои вопросы. С этого года по воскресным дням после литургии стали проводить чаепитие для всех прихожан, в субботу после вечерней службы — встречи евангельского кружка, где изучаем Священное Писание и люди могут спросить что-то у священника. Словом, постоянно проповедуем, говорим о том, что нужно делать, помимо хождения в храм, какова должна быть наша христианская жизнь.
— И какой она должна быть? Вообще, верующий человек — он какой? Чем он отличается от обычного хорошего человека?
— Все люди, верующие и неверующие, одинаковы в том смысле, что все делают ошибки. Но люди делятся на две категории: одни признают ошибки, извлекают уроки и пытаются стать лучше, другие своих ошибок не признают и никаких выводов не делают. Христиане — те люди, которые, признавая свои ошибки, стараются постоянно изменять в себе что-то, становиться лучше. Бог всех нас призывает к совершенству. В Писании читаем «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Наша задача — становиться лучше. Поэтому если человек вдруг скажет, что я все прочитал, все знаю, это в каком-то смысле — духовная смерть. Нам всегда есть в чем признать свое несовершенство, в чем необходимо исправиться. Христианство нам показывает направление, вектор движения. А идти по этому пути каждый человек должен самостоятельно — с помощью Божьей, тех людей, которые рядом с нами идут тем же путем, и тех, кто ныне с Богом в Его Царствии. Это святые угодники. Ориентируемся на них, смотрим, как они справлялись со своими немощами, как они признавали свое несовершенство. Обращаясь к ним в молитве, читая их жизнеописание, сравнивая с собой, пытаемся стать лучше. Нам многое хочется поменять, нас многое не устраивает, раздражает на уровне семьи, дома, рабочего коллектива, страны и всей планеты. Но самое главное — человек должен понять, что поменять прежде всего он должен себя и тогда есть наде­жда, что мир вокруг тоже изменится. Именно таким путем шли православные святые. Наш великий старец Серафим Саровский говорил: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Поэтому не нужно ждать, пока кто-то начнет что-то делать. Надо начинать с себя. Меняясь, мы можем вдохновить людей рядом.
— Окончание года — это повод подвести итоги, наметить планы. С каким настроением встречает новолетие ваше благочиние?
— Осенью прошедшего года было совершено великое освящение храма в честь Владимирской иконы Божией Матери на хуторе Новоселовка. По милости Божией силами замечательного священника протоиерея Николая Заяц его удалось отреставрировать. Этот храм, можно сказать, собор, настолько он величественен, — святыня губкинской земли, и если кто там не был, советую побывать. Удалось открыть приход в селе Сергиевка, где никогда не было храма, был в селе Присынки — Казанской иконы Божией Матери. И в связи с этим приход в Сергиевке также посвящен этому образу. Нам было передано пустующее здание, и сейчас там обустраивается храм. Уже совершаются службы, постепенно собирается община.
В прошедшем году, к сожалению, были и печальные известия. Преставился наш старейший священник, почетный настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Истобном протоиерей Леонид Гончаров, несколько дней не дожив до своего 91-го дня рождения. Все мы его провожали с любовью, благодарностью за его служение. Но мы верим, что он с нами, что у нас есть такой небесный заступник. Мы с благодарностью принимаем разные страницы нашей истории.
Конечно, для нашего благочиния, да и всего Губкинского городского округа, одной из серьезнейших проблем является состояние Свято-­Никольского храма в селе Коньшино. Этот один из старейших деревянных храмов у нас на Белгородчине остро нуждается в проведении ремонтно-­восстановительных работ. Пока нет понимания, каким образом будут изыскиваться столь необходимые средства, но есть надежда, что в 2020 году для этого дела появятся новые возможности.
— Отец Дмитрий, что бы вы пожелали нашим читателям в преддверии Рождества?
— Мое искреннее пожелание всем губкинцам — хранить мир в своих семьях. Помнить о том великом предназначении, которое есть у каждого православного христианина, быть примером христианской любви и милосердия. А все начинается с семьи. Пускай наступление праздника Рождества Христова станет добрым, благодатным событием для всех губкинских семей, а даже те, кто переживают скорби и лишения, должны знать, что и наш Спаситель пришел в этот мир будучи отвергнутым людьми, но Он не отвергает никого и каждому протягивает свою руку помощи. Храните любовь друг к другу и пускай мир и благословение Божие пребывают со всеми нами!
Газета «Новое время» №3, 2020 г.